Идея гуманизма. Латинское слово humanus означает «человечный».
Гуманизм. — это мировоззренческая идея, которая утверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье. Современный гуманизм зарождается в эпоху Возрождения, когда в Италии, а потом и в других странах возникает движение, направленное против духовного всевластия церкви. Гуманисты этой эпохи провозглашают человека наивысшим из всех живых существ, утверждают, что он способен познавать мир и призван творить новое, наслаждаться жизнью и нравственно совершенствоваться.Предпосылки такого понимания призвания человека и его места в мире возникли ещё в античности. В Древней Греции сформировалось убеждение в том, что свободные люди должны не только многое знать о себе и о мире в целом, но и уметь управлять собой, быть гармонично развитыми. В Средние века вопросу о призвании человека тоже уделялось большое внимание. Правда, это призвание виделось в служении Богу, в смирении и подчинении разума вере. Эпоха Возрождения и эпоха Просвещения наполнены призывами освободить человеческий разум от духовных оков. Свобода человека связывалась при этом с правом на частную инициативу и предприимчивость, с опорой на собственный разум при организации как личной, так и общественной жизни. Считая себя центром мироздания, человек покорял природу, создавая для этого мощную технику и развивая науку. Обратной стороной научно-технического прогресса явилось расхищение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Новое время — это время торжества духа предпринимательства и вместе с тем нарастания социального неравенства; это эпоха революций и разрушительных войн. Трагические события XX в. наглядно показали, что всеобъемлющее изменение материальных сторон жизни, развитие производства и науки, укрепление военной мощи государств вовсе не гарантируют гуманизации общественных отношений. В наши дни, как и в эпоху Возрождения, остро стоит вопрос о подлинном, реальном гуманизме. Гуманизировать нужно прежде всего деятельность государства. Его могущество не должно быть связано только с гонкой вооружений и военными столкновениями, которые имеют трагические последствия и несут угрозу человеческому благополучию. Безудержная погоня за прибылью также способствует дегуманизации, т. е. обесчеловечива-нию общественной жизни, вносит в неё нестабильность, порождает кризисы и делает человека беспомощным «винтиком» огромной и бездушной экономической системы. Экономика, которая использует новейшие достижения науки и техники, должна быть нацелена на благо человека.Важно поэтому изучать реальный опыт создания условий, благоприятствующих развитию человека и общественному прогрессу.
|