Самопознание личности
Самопознание личности. В школьном возрасте каждый из вас всерьёз начинает ставить перед собой вопросы «Кто я?», «Что я могу в этой жизни?», «Кем я хочу стать?» и др. Обратите внимание: во всех этих вопросах присутствует местоимение «я». Употребляя его, мы тем самым обращаемся к своему внутреннему миру, пытаемся выделить и проанализировать свои возможности, знания, умения, способности и многое другое, чтобы понять, как можно их использовать на благо не только себе, но и другим. Такой анализ собственного внутреннего мира подводит человека к осознанию самого себя. Результатом этого осознания является образ собственного «я», или «Я-концепция», которая исследовалась К. Роджерсом (1902—1987). О начале формирования «Я-образа» можно судить по фразам, которые появляются в речи 2—3-летнего ребёнка: «Я», «Я сам», «Я хочу». Это значит, что ребёнок начинает осознавать собственные действия. Он отличает свои действия от действий других людей. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды и отличать себя от других. Центром самосознания является «Я-концепция». «Я-концепция» — это представление человека о своём поведении, характере, внешности, достоинствах и недостатках. Состоит она из различных «Я-образов». «Я-идеальное» включает качества, которые обычно ценятся друзьями и родителями, учителями и другими авторитетными людьми. «Я-реальное» и «Я-идеальное» необязательно совпадают, между ними возможно противоречие или несоответствие. Человек может так и не достигнуть своего идеала, но упорно стремиться к нему на протяжении всей жизни. Важной составляющей «Я-концепции» является самооценка, т. е. собственная оценка личностью своих качеств, способностей, поступков. Она появляется уже в раннем детстве и формируется на основе оценок, которые взрослый даёт ребёнку. «Ты хороший мальчик?» — спрашивают у малыша. «Да, потому что так говорит воспитательница» или «Да, потому что я слушаюсь маму», — отвечает он. В процессе развития личности представления о себе и соответствующие самооценки формируются путём сравнения себя с другими людьми: «Я такой же ловкий, как и мои одноклассники» или «В этой ситуации я поступил бы по-другому, не так, как они» и т. п. Самооценка может быть высокой и низкой. И здесь многое зависит от взрослых, которые занимаются воспитанием ребёнка. Так, если родители окружают ребёнка любовью, заботой, вниманием, верят в его силы и возможности, скорее всего, у него сформируется высокая самооценка и позитивная «Я-концепция». Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью, плохим мнением о себе. В дальнейшем это может мешать им достичь успеха в жизни, наладить добрые отношения с людьми. | |
| |
Просмотров: 1564 | | |
Всего комментариев: 0 | |