Применение гипноза в психокоррекции
В связи с неоднозначными мнениями, как о гипнозе, так и о гипнокоррекции и гипнотерапии, хотелось бы показать ту модель гипноза, которой придерживаются многие практические гипнологи.
Модель, предложенная М.Е. Фурманом и его коллегами из калифорнийского университета, с нашей точки зрения наиболее просто и полно представляет способ говорить о гипнозе. Суть ее в следующем.
Полное название данной теории звучит так - «NeuroSynapticRemodelingTechnologies – NSR».
Нам очень хорошо известно 3 состояния нашей психики:
1. Бодрствование . Состояние бодрствования – это наше привычное состояние, где мы осознаем себя как личность, у которой есть имя, мы знаем и живем по правилам нашего мира, радуемся, улыбаемся. Это состояние сознательности, рассудочности и т.д.
2. Сон. Состояние сна также нам известно, мы спим, видим сны, где мы живем по правилам мира снов. Ведь во сне мы не удивляемся нелогичности событий, когда в друг что-то исчезает, или появляется и т.д. Во сне мы радуемся, боимся, пугаемся и т.д.
3. Переходное – дремотное. Это как раз состояние перехода из бодрствования в сон и обратно.
Его проще было бы поставить на вторую позицию, а не на третью. Данное состояние также нам известно и его мы как раз назовем -ТРАНСОВЫМ или переходным, или АТТРАКТОРНЫМ.
Графически это можно изобразить так:
Бодрствование ------------------ → Трансовое состояние ---------------- → сон
(аттракторное или переходное)
Но мы то знаем, что помимо этих 3-х состояний есть много других целостных состояний.
Например, состояние аффекта, когда человек может убить, а потом забыть, как он это сделал.
Или например, состояние, в котором творили Олдос Хаксли и Алексей Толстой.
О. Хаксли, находясь в процессе работы над книгой, мог открыть дверь пришедшему почтальону, расписаться за получение посылки и совершенно об этом не помнить. Самое интересное, все его действия были очень точны и правильны. Данные эффекты Хаксли изучал Милтон Эриксон. Если взять А. Толстого, то он сам писал, что в процессе написания книги «Петр 1» он реально видел, как Петр входит в комнату, ходит по ней, потом входит Меньшиков, они разговаривают, задача – только все записывать: о чем они говорят, во что одеты, где это происходит….
Также можно вспомнить такое состояние как кураж у артистов цирка. В этом состоянии у них все получается, самые сложные вещи, и ни о чем не надо думать, все легко и просто. У Чингизхана были, например, воины, которых называли бешенные. С виду ничем не приметные, но один десятерых стоил. Состояние любви, когда все выглядит по-другому и мы не замечаем недостатков любимого и т.д. Таких примеров будет уйма и они все отличны от состояний бодрствования и сна.
Поэтому мы можем преподнести следующую метафору:
Представим себе, что наша психика подобна калейдоскопу. Один узор и сочетание фрактальчиков дают нам состояние бодрствования. Потом мы начинаем поворачивать калейдоскоп – все фрактальчики разошлись – вот и вам трансовое или переходное состояние. Вхождением в трансовое, дремотное состояние может быть какой либо ритуал, самовнушение, вспоминание о чем либо и тд.
Разошлись наши фрактальчики – узора нет – потом поворачиваем калейдоскоп до конца – и вот новый узор – новое состояние – кураж, вдохновение и т.д.
Так как трансовое состояние является аттракторным, переходным между множеством возможных состояний организма, то наше обычное состояние сознания – это одно из множества стабилизированных состояний психики, определяемое как цельная и временно неизменяемая связь нервных синапсов.
Так что каждый из нас в течении дня может по несколько раз переживать трансовые, гипнотические или измененные состояния сознания, находясь в метро и задумываясь над чем либо, либо просто уставившись в потолок и смотря в никуда и т.д.
Хотелось бы отметить, что в данной модели, гипнотические состояния – это самые разнообразные состояния: от полного застывания ( каталепсия, сон), до двигательной активности, которая может как контролироваться , так и нет сознательными структурами.
Считается, что когда человек входит в трансовое или измененной состояние сознания – то он включает свои резервы, т.е. те клетки коры головного мозга, которые находятся в спящем состоянии активизируются. А нам известно, что человек максимум использует 13% нервных клеток, а остальные как бы спят. Вот эти спящие или латентные клетки и составляют наши резервы, которые мы активизируем при вхождении в транс или гипнотические состояния.
А эволюция человека связана с освоением всех возможных позитивных целостных измененных состояний сознания. Резюмируя можно сказать о том, что трансовые и измененные состояния сознания могущие нести филогенетический позитивный материал является контекстом для внушения или самопрограмирования. Внушение – это принятие команды без критики как собственное при самогипнозе, так и внушенное позитивное из вне производимое индуктором.
Опираясь на данную модель и на определение автора термина «гипноз» Джеймса Бреда, его идею моноидеизма по поводу которого он писал: "Моноидеизм" есть учение о влиянии господствующих идей на духовную и физическую деятельность; моноидеизм есть состояние, в котором душа подчинена одной господствующей идее; ...моноидеодинамические изменения суть физические и духовные изменения, как возбуждение, так и угнетение, появляющиеся вследствие моноидеизма"[1]; а также на высказывание Грегори Бейтсона, что гипноз – это умение тотально переживать идею ( идея – это бит информации, разница между чем-то и чем-то, некий инсайт), а индукция гипноза – есть умение путем подстройки и ведения передавать данное состояние перципиенту, оговорим об условном использовании терминов применяемых ниже.
Исходя из выше приведенного допускаем, что бодрствующее состояние, сон и множество других целостных состояний, между которыми находятся аттракторные, переходные, дремотные, медитативные или трансовые состояния возникают в связи с использованием по крайней мере 90 процентов латентных клеток мозга их бесчисленных комбинаций, которые могут быть получены путем манипуляций с модальностями (расширение или сужение ВАК) и является мощным контекстом для внушения и самовнушения. Внушение определяем как принятие команды без критики.
Исходя из выше изложенного возникают практические вопросы: как манипулировать собственными модальностями; что является критерием для возможной передачи идеи или началом для внушения и самовнушения, т.е. вопрос невербальной подстройки и ведения в практике гипноза являясь ключевым освящается мало или совсем не освящается.
К примеру, Д. Гриндер и Р. Бендлер в разделе невербальная подстройка и ведение в работе «Формирование транса» посвящают этому пол страницы маловразумительного резонерства. С. Гиллиген в работе «Терапевтические трансы» рассуждает о глазном фокусе, которые можно охарактеризовать как «один глаз на Кавказ, другой в Арзамас[2]».
Поэтому здесь предлагается технология невербальной подстройки и ведения с манипулированием визуальной модальностью, которую использовали гипнотизеры российской школы до 1917 года, т.е. можно понять великого Милтона Эриксона, которому не нравилось определение «эриксонианский гипноз» и становится понятным высказывание Гриндра и Бендлера, что они просто нашли свой способ говорить о том, что делают и как делают с точки зрения обывателя чудеса ныне живущие и давно ушедшие выдающиеся люди и назвали этот способ говорить, эту возможность моделирования НЛП.
Ниже приводится технология невербальной подстройки и ведения, которая позволит любому здравомыслящему человеку отнестись к гипнозу как к искусству, такому же искусству как танцы, музыка и тд.
Мы предлагаем вам модель невербальной подстройки и ведения основанной на манипуляции с собственной визуальной модальностью.
Учитывая идею Г. Бейтсона, что гипноз – это контролируемое индуктором ( кто наводит транс) переживание идеи и возможность передать это переживание перципиенту (на кого наводят), создавая тем самым контекст для внушения в трансе или гипнотическом состоянии. Т. о., получается, что прежде чем наводить транс и вести человека, надо самому войти в него и передать эту идею. Далее мы предлагаем инструкцию для наведения транса, а затем гипноза с целью практического применения в психокоррекции.
Подготовительный этап:
Индуктор утраивается напротив зеркала и отрабатывает 3 глазных фокуса:
1. Переносица
2. Центр лба
3. 2,5 см. над макушкой.
При втором и третьем глазных фокусах нижним периферическим зрением необходимо воспринимать собственный образ в течении 2-3 минут до получения визуальных эффектов типа – изменение образа (другие лица), расплывчатость восприятия, свечение гало и т.д.
Индуктор не придает значения визуальным образам, никак их не комментирует в силу того, что любая модель построенная на подобном видение, скорее всего окажется бредом. В традициях рассматривается 13 уровней виденья и только с 5 уровня можно говорить о практическом применении видения для диагностики, прямого энергетического воздействия и других эффектов сферы неизвестного.
Индуктор отмечает «игру» визуального восприятия как сигнал – транс пошел. А задачу для самовнушения и внушения он определяет заранее и реализует ее находясь в алертном состоянии, как охотник , следящий за добычей.
Основной этап.
Научившись вызывать у себя игру визуального восприятия и контролировать этот процесс, сидя перед зеркалом, индуктор находит перципиента и просит его поиграть в гляделки без комментариев и подстраиваясь под дыхание перципиента начинает «играть» глазными фокусами тем или иным способом. Индуктор знает, что если у него началось расплываться лицо человека сидящего напротив, то и у этого человека тоже лицо индуктора расплывается. Очень часто в такие моменты у перципиентов возникают реакции смеха, нежелание замереть и не двигаться, начинают сбивать образ, отводить глаза, болтать внутри себя, что связано с защитными реакциями. Поэтому по ходу дела обращайтесь к перципиенту с просьбой не сбивать образы, не бояться их, говоря, что это только игра воображения.
Индуктор знает, что это просто сигнал о начале процесса и может предложить перципиенту, включая воображение, «вытащить» 3-4 других лица у индуктора.
Еще раз подчеркну, что видение всевозможных страшных образов (зверя, неандертальца, дубля и т.д.) не должно никак комментироваться.
Игра образов - это только сигнал для индуктора, что процесс пошел. Индуктор, говоря в такт дыхания перципиента успокаивающие фразы, акцентирует или аналогизирует[3] ключевые слова: спать, закрыть глаза, тяжелые веки, к примеру, «вы можете позволить себе слушать меня и с закрытыми глазами». Очень важно чтобы процесс вхождения в трансовое, дремотное или по Фурману аттракторное переходное состояние произошел естественно.
Одним из признаков трансового состояния является также каталепсия век, ведь можно спать или дремать с отрытыми глазами.
Еще раз подчеркиваем, что перципиенту предлагается смотреть индуктору в переносицу или выбрать любой другой реализуемый глазной фокус и не отводить глаза, не сбивать глазного фокуса, замереть в течение трех четырех минут, что вполне доступно для каждого желающего научится искусству гипноза и самогипноза человека.
Также перципиенту для углубления состояния не прерывая его можно предложить периодически закрывать глаза и смотреть сквозь закрытые веки, при этом очень часто возникает видение негатива на сетчатке, а в иных случаях и эдейтическое восприятие (как в реальности).
Далее идет использование вербальной подстройки и ведения – шаблон «5-4-3-2-1» (см. «Трансформация» Гриндер и Бэндлер) и утилизация трансового состояния. Мы не наводим транс ради транса, мы делаем это ради утилизации, которая подразумевает какую-либо специальную психологическую технику (из гештальт подхода, НЛП, и т.д.) или просто приятную метафору, позитивные внушения на выздоровление, на включение резервов психики и т.д.
Лицам с неустойчивой психикой, склонным к объяснению «всего и вся», параноидально настроенным на свою неповторимость и важность, категорически запрещается подобная практика в силу возможного вреда.
Говоря о валеологии, а проще о профилактике, учитывая огульные мнения именитых людей о гипнозе, считая, что вопросы эволюции и психической нормы находятся в непосредственной связи с рассматриваемыми вопросами, учитывая, если говорить метафорически мнения людей, у которых отсутствует музыкальный слух, но они имеют в наше странное время музыкальное образование и даже ученые степени и пытаются мудрствовать о музыке, то бишь о гипнозе, автор предполагает, что каждый практический психолог обязан иметь хотя бы начальные навыки в гипнозе и какое-то представление о нем, учитывая хотя бы то, что З. Фрейд в начале осуждавший его, в конце жизни говорил, что за гипнозом будущее психотерапии. Поздние идеи З. Фрейда были блестяще подтверждены созданием такого направления психотерапии и психокоррекции как гипноанализ Вольберга.
Что же касается идеи эволюции, то множество измененных, гипнотических целостных состояний психики, таких как креативное состояние у писателей, поэтов, творческих людей, где они видят, слышат и тд, условно позитивные галлюцинации управляемые ими, достижения йогов, даоосов, суфиев, где в новых целостных состояниях психики открываются возможности реализовывать развитие человека как вида умение практически реализовывать формулу «онтогенез повторяет филогенез», т.е. задействовать генетическую память, то гипноз является наиболее эффективным инструментом для реализации выше обозначенных целей.
Что же касаемо психологической защиты от негативных внушений криминальных манипуляторов, то знание основ гипноза позволяет уверенно себя чувствовать в нашем сложном мире и не искать защиты от порчи и сглазов, «выглазов» и «переглазов» у невежественных, алчных и часто психически неуравновешенных мягко говоря субъектов, которых так упорно рекламируют СМИ.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что научится гипнозу может каждый точно так же как музыке, танцам, живописи и тд, в зависимости от вложенного труда, способностей и определенной цели, которую стремится достичь здравомыслящий человек, используя гипноз как мощный эффектор его действий.